Олег Буранок о пьесе Александра Игнашова

Второго и третьего декабря 2014 года в Москве театр «Творческое объединение мастерских Голомазова» представляет в театре «Открытая сцена» премьеру спектакля в постановке Артемия Николаева «Особые люди».

«ТОМ Голомазова» был создан прошедшим летом учениками Сергея Голомазова, его выпускниками ГИТИСа разных лет. Еще в августе специально для благотворительной программы «ТОМа Голомазова» по просьбе Артемия Николаева самарский драматург Александр Игнашов начал писать пьесу «Особые люди», эпиграф к которой сейчас стал эпиграфом всей благотворительной программы «ТОМа»: «Не воспитывайте своих детей – они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» (Английская пословица). На странице «Благотворительность» сайта «ТОМа Голомазова» в Интернет читаем: «Изучая проблему, мы столкнулись с текстами, которые были написаны родителями детей с нарушением развития. Это истории их семей. О том: где и как они нашли силы, чтоб справиться с трудностями, возникшими на пути к их семейному счастью. Среди текстов оказались замечательные произведения, обладающие несомненными художественными достоинствами. Автор нашего спектакля, драматург Александр Игнашов взялся, на основе собранного материала, создать несколько пронзительных новелл, приоткрывающих дверь в мир людей с особой потребностью в любви. И вот, у нас есть пьеса «ОСОБЫЕ ЛЮДИ» (http://tom-golomazova.ru/благотворительность/). В августе и сентябре я был одним из первых читателей рукописи пьесы «Особые люди». Восьмого ноября, когда драматург вернулся из Москвы, где побывал на одной из репетиций, я говорил по телефону с режиссером Артемием Николаевым, высоко отозвавшимся о пьесе самарского драматурга, побудившей его к работе над спектаклем. Драматургическая ткань пьесы не просто отвечает специфике названия «Особые люди». Сюжет основан на реальных историях родителей детей-аутистов, документальных материалах. Автор не задается целью вызвать жалость к этим людям. Напротив, его герои тоньше чувствуют многообразие нашего мира, острее реагируют на реальность. Позволю себе лирическое отступление: по телеканалу «Культура» не раз демонстрировались сюжеты о спектаклях интегрированного театра-студии «Круг II» – поразительные ощущения! Меня переполняет восхищение этими актерами. В связи с пьесой Игнашова я задавался вопросом: почувствуют ли всю особенность этих «особых людей», так сказать, «здоровые» актеры и режиссер. Сомнения отпали, когда я увидел в видеозаписи фрагмент одной из репетиций. Мне понравилось, как работает с актерами режиссер Артемий Николаев. Считаю яркой художественной находкой ход режиссера, заменившего заявленных в пьесе детей-аутистов на воздушные шары, своеобразно «реагирующие» на происходящее вокруг них. Хочется верить, что акварельность драматургического письма Игнашова сохранится не только на репетициях, но и в сценической жизни спектакля.

Олег Буранок, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор